Основная образовательная программа начального общего
образования (далее – ООП НОО) разработана на основании федеральной
образовательной программы начального общего образования,
утвержденной приказом Министерства просвещения Российской
Федерации от 18 мая 2023 г. N 372 (зарегистрирован Министерством
юстиции Российской Федерации 12 июля 2023 г., регистрационный N
74229), с изменениями, внесенными приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 19 марта 2024 г. N 171 (зарегистрирован
Министерством юстиции Российской Федерации 11 апреля 2024 г.,
регистрационный N 77830), от 9 октября 2024 года No 704
(зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 11
февраля 2025 г., регистрационный N 81220), в соответствии с Порядком
разработки и утверждения федеральных основных общеобразовательных
программ, утверждённым приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 30 сентября 2022 г. No 874 (зарегистрирован
Министерством юстиции Российской Федерации 2 ноября 2022 г.,
регистрационный No 70809).
2. Содержание ООП НОО представлено учебно-методической
документацией (учебный план, календарный
учебный график, рабочие программы учебных предметов,
курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, рабочая
программа воспитания, календарный план воспитательной
работы), определяющей единые для Российской Федерации базовые
объём и содержание образования уровня начального общего образования,
планируемые результаты освоения образовательной программы.
ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ:
- обеспечение реализации конституционного права
каждого гражданина Российской Федерации на получение
качественного образования, включающего обучение,
развитие и воспитание каждого обучающегося;
развитие единого образовательного пространства
Российской Федерации на основе общих принципов
формирования содержания обучения и воспитания,
организации образовательного процесса;
организация образовательного процесса с учётом
целей, содержания и планируемых результатов
начального общего образования, отражённых в ФГОС
НОО;
- создание условий для свободного развития каждого
обучающегося с учётом его потребностей, возможностей
и стремления к самореализации;
- организация деятельности педагогического
коллектива по созданию индивидуальных программ и
учебных планов для одарённых, успешных обучающихся
и (или) для детей социальных групп, нуждающихся в
особом внимании и поддержке.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
формирование общей культуры, гражданско-
патриотическое, духовно-нравственное воспитание,
интеллектуальное развитие, становление творческих
способностей, сохранение и укрепление здоровья;
обеспечение планируемых результатов по освоению
обучающимися целевых установок, приобретению
знаний, умений, навыков, определяемых личностными,
семейными, общественными, государственными
потребностями и возможностями обучающегося,
индивидуальными особенностями его развития и
состояния здоровья;
становление и развитие личности в ее
индивидуальности, самобытности, уникальности и
неповторимости;
обеспечение преемственности начального общего и
основного общего образования;
достижение планируемых результатов освоения
ФОП НОО всеми обучающимися, в том числе
обучающимися с ограниченными возможностями
здоровья (далее – обучающиеся с ОВЗ);
обеспечение доступности получения качественного
начального общего образования;
выявление и развитие способностей обучающихся,
в том числе лиц, проявивших выдающиеся способности,
через систему клубов, секций, студий и других,
организацию общественно полезной деятельности;
организация интеллектуальных и творческих
соревнований, научно-технического творчества и
проектно-исследовательской деятельности;
участие обучающихся, их родителей (законных
представителей), педагогических работников в
проектировании и развитии социальной среды
образовательной организации.
ПРИНЦИПЫ ПРОГРАММЫ:
принцип учета ФГОС НОО: ФОП НОО базируется на
требованиях, предъявляемых ФГОС НОО к целям,
содержанию, планируемым результатам и условиям
обучения на уровне начального общего образования;
2) принцип учета языка обучения: с учетом условий
функционирования образовательной организации ФОП
НОО характеризует право получения образования на
родном языке из числа языков народов Российской
Федерации и отражает механизмы реализации данного
принципа в учебных планах, планах внеурочной
деятельности;
3) принцип учета ведущей деятельности
обучающегося: программа обеспечивает конструирование
учебного процесса в структуре учебной деятельности,
предусматривает механизмы формирования всех
компонентов учебной деятельности (мотив, цель, учебная
задача, учебные операции, контроль и самоконтроль);
4) принцип индивидуализации обучения: программа
предусматривает возможность и механизмы разработки
индивидуальных программ и учебных планов для
обучения детей с особыми способностями, потребностями
и интересами с учетом мнения родителей (законных
представителей) обучающегося;
5) принцип преемственности и перспективности:
программа обеспечивает связь и динамику в
формировании знаний, умений и способов деятельности,
а также успешную адаптацию обучающихся к обучению
по образовательным программам основного общего
образования, единые подходы между их обучением и
развитием на уровнях начального общего и основного
общего образования;
6) принцип здоровьесбережения: при организации
образовательной деятельности не допускается
использование технологий, которые могут нанести вред
физическому и (или) психическому здоровью
обучающихся, приоритет использования
здоровьесберегающих педагогических технологий;
7) принцип обеспечения санитарно-
эпидемиологической безопасности обучающихся в
соответствии с требованиями, предусмотренным
санитарными правилами и нормами СанПиН 1.2.3685-21
"Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов
среды обитания", утвержденными постановлением
Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28 января 2021 г. N 2
(зарегистрировано Министерством юстиции Российской
Федерации 29 января 2021 г., регистрационный N 62296),
с изменениями, внесенными постановлением Главного
государственного санитарного врача Российской
Федерации от 30 декабря 2022 г. N 24 (зарегистрировано
Министерством юстиции Российской Федерации 9 марта
2023 г., регистрационный N 72558), действующими до 1
марта 2027 г. (далее - Гигиенические нормативы), и
санитарными правилами СП 2.4.3648-20 "Санитарно-
эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи", утвержденными постановлением Главного
государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 сентября 2020 г. N 28 (зарегистрировано
Министерством юстиции Российской Федерации 18
декабря 2020 г., регистрационный N 61573),
действующими до 1 января 2027 г. (далее - Санитарно-
эпидемиологические требования).
СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ:
1. Целевой раздел
2. Содержательный раздел
3. Организационный раздел
Содержание структурных элементов образовательной программы:
Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации основной образовательной программы НОО, конкретизированные в соответствии с требованиями ФГОС и учитывающие региональные, национальные и этнокультурные особенности контингента МАОУ «Гуманитарный лицей».
Целевой раздел включает:
- пояснительную записку, где прописана общая цель реализации программы;
- общую характеристику планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования;
- систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Содержательный раздел определяет общее содержание начального общего образования и включает образовательные программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов, в том числе:
- рабочие программы учебных предметов и курсов внеурочной деятельности(содержание, реализуемое в лицее);
- программу формирования универсальных учебных действий;
- рабочую программу воспитания.
Организационный раздел устанавливает общие рамки организации образовательной деятельности, а также механизм реализации компонентов основной образовательной программы и включает:
- учебный план начального общего образования;
- план внеурочной деятельности, который определяет модель, направления, формы и методы организации внеурочной деятельности;
- календарный план воспитательной работы;
- календарный учебный график;
- условия реализации основной образовательной программы, в которой прописаны кадровые, психолого-педагогические, финансово-экономические, информационно-методические, материально-технические условия реализации программы , а также описаны механизмы достижения целевых ориентиров в системе этих условий.
Приложение к программе - план воспитательной работы.